Версия для
слабовидящих

 

Статистика класса

Всего учеников: 0

0
0
Театр
Младшие и средние классы
Старшие классы
Проекты
Конференции
Фестиваль

Театральным постановкам в вальдорфской школе уделяется большое внимание, можно сказать даже, что они являются частью учебного плана. Занятия театром в нашей школе меньше всего напоминают театральную студию: спектакль не самоцель, и на первом плане не актерский тренинг, не выработка определенных навыков ( да это было бы и невозможно при работе с целым классом) — мы ставим перед собой иные задачи. Нам кажется, что театр необходим школе, т. к. это искусство синтетическое, которое обращается ко всему существу человека; театр помогает воссоздать перед ребенком всю многомерную картину мира в динамике и взаимосвязях, сформировать целостный взгляд на мир; театр дает возможность проявиться самым разнообразным творческим способностям детей, восполняет недостаток личного опыта переживаний.

Участие в театральном действие затрагивает прежде всего сферу чувств ребенка, дает возможность восстановить равновесие между личным опытом и получаемым потоком информации.

Ведь в каждом человеке живет возможность игры. Театральная деятельность не имеет возрастных границ, но имеет возрастные особенности, которые мы учитываем, планируя работу над той или иной постановкой.

Театральные постановки сопровождают ребенка с 1-го по 11-й класс. Это инсценировки к Праздникам года, осуществляемые учителями совместно с родителями и детьми, а также спектакли года, которые готовит каждый класс. В мае у нас проходит театральная неделя — классы представляют свои спектакли.

До 6—7-го класса это постановки на тему года (предметы).

Младшие и средние классы

В 1-м классе ставят сказочный спектакль. В прошлом году — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Во 2-м классе обычно ставят какое-либо стихотворение или басню. Дети переживают прочитанное через рецитацию и коллективное представление на сцене. Маленький ребенок способен к игре больше, чем взрослый человек, т. к. воспринимает мир не головой, а всем организмом, всеми органами чувств. Он верит в реальность своего персонажа и не столько играет, сколько живет игрой на сцене.

В 4—5 классах для постановки берут сказки, былины. В соответствии с главной темой года — изучение истории Древнего мира — 5-классники представляляют на сцене древнеиндийский эпос «Рамаяну». При рассказывании эпоса развивается умение слушать и фантазия, потому что нужно представить себе то, чего на самом деле увидеть нельзя.

Главной задачей таких спектаклей является не достоверное изображение персонажей. С помощью ритма и слова, которое становится жестом, мы пытаемся создать на сцене и передать зрителям атмосферу произведения. «Главное в искусстве художественное ощущение, а не интеллект и не правдоподобие. ... Техника театрального искусства заключается в том, чтобы на сцене возникла атмосфера, которую бы зрители могли инстинктивно воспринимать»,- писал великий русский актер Михаил Чехов после того, как познакомился с книгой Р. Штайнера о сценическом искусстве. Традиция вальдорфского школьного театра во многом опирается как на рекомендации Р. Штайнера, так и на идеи Михаила Чехова.

Поскольку актеры и зрители в нашем случае — это дети, ученики школы, то создание этой атмосфера, ауры текста на сцене приобретает главенствующее значение. Определенный настрой создается во многом благодаря особым декорациям. «Декорация не есть ландшафт или картина. Декорация не самостоятельна: ее воспринимают вместе с тем, что в ней происходит как представление. Декорация — добавление к представляющему актеру. Стилизация декораций в свете и красках. В красках живет вся человеческая душа, поэтому так важны краски декораций и костюмов. Гармоническое созвучие красок костюмов, декораций и сменяющихся по ходу дела освещений воздействует должным образом на зрителя. Общее настроение пьесы выражается в смене цветных освещений. Характер лиц выражается в расцветке их костюмов» (М. Чехов Письма В. Громову).

Чтобы достичь на сцене подобной гармонии, необходимо совместное соглашение учителей, работающих на классе, их стремления к коллегиальной работе.

В школе есть специальные условия для репетиций и выступлений. Много внимания уделяется оснащению небольшого театрального зала: есть осветительные приборы, костюмерная, мастерская, где можно сделать необходимые декорации, кабинет рукоделия, где можно сшить костюмы.

В 7—9 классах выбор пьесы предполагает уже некоторую свободу выбора, но главным критерием остается соответствие пьесы возрастным возможностям и потребностям детей. Важно также, чтобы основой постановки был художественный материал, изучаемый на уроках литературы, т. к. это дает возможность приблизиться к далекому от личного опыта детей тексту, освоить его.

Таким образом, работа над спектаклем начинается задолго до первых репетиций — им предшествует глубокий подготовительный процесс. На уроках истории и литературы знакомятся с пьесой (подробный анализ текста не нужен, т. к. он произойдет в процессе репетиций), на уроках живописи подбирают цвета для костюмов своим героям, на уроках рукоделия шьют костюмы (Собственноручное создание костюма учениками возможно лишь начиная с 8-го класса.). Работая над постановкой, мы идем от целого к частному, от общего к отдельной картине, роли.

В среднем школьном возрасте для постановки обычно берут легенды, притчи. Театр для подростка — это один из способов научиться чувствовать и понимать другого человека. В процессе работы над ролью приходит понимание того, что я — такой, а мой герой — другой и эти сущности надо как-то соотнести. Все время приходится расширять свои человеческие возможности — благодаря театральной деятельности в ребятах формируется потребность в самопознании, умение соотносить то, что я чувствую с тем, как я это передаю другим, и, в конце концов, умение соотносить себя с жизнью. Можно говорить о том, что постоянный театральный тренинг снимает страх перед жизнью.

Театральная деятельность старших школьников

Театр в школе — это очень непростое дело, но уж если находятся силы для этого, то результаты бывают удивительные. Поэтому я считаю театральную деятельность со школьниками особенно старших классов просто жизненно необходимой.

Большой проблемой современной школы является преподавание литературы. Может быть, потому что только логическое освоение искусства слова убивает воображение и непосредственность эмоций, а следовательно, и живой интерес.

Как же «проверять алгеброй гармонию», не разрушая гармонии? Изучать литературу, играя литературу.

Еще М. Бахтин, известный русский философ ХХ в., указывал на значение школьного театра для глубокого освоения литературных произведений.

Подросткам необходимо испробовать себя в разных качествах и лицах, отыскать наконец главное в себе. К сожалению, не всегда ребята видят такую возможность при чтении книги, а в азарте коллективной игры-импровизации — конечно!

Говоря о театре, невозможно не обратиться к творческому наследию К. Станиславского, который постоянно соотносил вопросы профессионального мастерства и задачи воспитания творческой личности. Станиславский писал: «... По действиям и поступкам мы судим о людях, изображенных на сцене, и понимаем, кто они». Следовательно, сценическое искусство в особой степени требует внимания и чуткости к действиям людей в жизни, умения видеть, «читать» смысл, значение, цель действий другого человека. «Помни, что на сцене нет совершенного молчания... Когда тебе говорят, ты слушаешь, но не молчишь. Нет, на каждое услышанное слово ты должен отвечать своим взглядом, каждой чертой лица, всем своим существом...» (М. Щепкин).

Так, образная сила художественного слова литературного произведения (пьесы) при чтении далеко не всегда и не всеми воспринимаемая в должной мере, на сцене, благодаря звучащему слову и действию актера, может быть выявлена с наибольшей полнотой и яркостью.

Сценическое воплощение требует более отчетливого осмысления текста произведения, большего проникновения в художественную ткань этого текста, чем только простое его чтение. «В совершенном произведении драматурга каждое слово, каждая буква, каждый знак препинания служат для передачи сущности его, являются орудием художественной выразительности», — говорил Станиславский. И эти слова перестают звучать декларативно, когда Ученик — исполнитель роли- оказывается на сцене с текстом в руках. С первых же шагов работы над ролью он понимает, как важно что и как он говорит зрителям и партнерам, т. е. он сам приходит к необходимости овладения словесным действием, занятиям техникой речи.

Довольно быстро ребята осознают, что произносимый ими на сцене текст должен быть услышан зрителем и правильно понят им, что слово должно не только достаточно громко и отчетливо, но и четко доносить мысль, т. е. должно быть эмоционально насыщенным, должно активно воздействовать на партнера по сцене (а в конечном счете — на зрителя).

Таким образом, работа над постановкой дает возможность погрузиться в стихию слова, поработать с интонацией, лексикой, стилистическими особенностями текста, т. е. выполнить те задачи, которые, как правило, не выполняются на уроке (или выполняются не систематически) из-за нехватки времени.

Более зримой становится на сцене жизнь героев и благодаря другим компонентам спектакля — музыке, свету, художественно-изобразительному решению, костюмам, декорациям.

Достаточно привести такой пример. Когда шла работа над «Недорослем» Д. Фонвизина, ребята, тогда еще девятиклассники, шили костюмы своим героям. Под руководством учителя рукоделия они узнали многое из жизни людей той эпохи (ведь костюм — это отражение мировоззрения!), их словарный запас значительно обогатился. Они сами подбирали цвет костюма, фактуру материала, покрой, исходя из своего понимания персонажа, а также из общей концепции произведения, которая была выработана на уроках литературы и на первых читках пьесы.

Уже после премьеры спектакля, в конце учебного года, мы изучали «Мертвые души» Гоголя. Многие устаревшие слова, которые были бы, безусловно, непонятны ребятам в «Мертвых душах», не будь «Недоросля» в их сознании, не вызвали трудностей в понимании, текст читался легко и они дружно смеялись! Они понимали теперь, что это важно, какого цвета и из какой ткани был фрак у Чичикова, потому что знали смысловое отличие видов одежды персонажей.

Что еще важно. Театральное искусство предполагает коллективное творчество. Спектакль как произведение искусства существует только благодаря усилиям многих людей, которые объединены общей целью. (Надо отметить, что в наших постановках часто имеется два состава, т. о. ребята учатся друг у друга, могут подменить друг друга). Это воспитывает ответственность, взаимовыручку, умение слышать другого человека. Актеру нужны такие качества, как наблюдательность, умение анализировать и обобщать свои наблюдения, волевые качества, эмоциональная отзывчивость, самообладание, умение работать и планировать свое время, т. о. занятия сценической деятельностью формируют качества, необходимые прежде всего для полноценной учебы.

Сам процесс подготовки спектакля — это важный этап в духовном развитии детей. Но принципиальным мне кажется вот какой момент. Школьный спектакль воспринимается часто просто как детская самодеятельность — именно способ занять детское время. И умиление взрослых вызывает любое детское исполнение. Мы же с ребятами сразу договорились, что халтуру выставлять на показ зрителям нельзя — это неуважение к себе и к ним. Качественный спектакль стоит многих сил, нервов (часто учительских). Но приятно слышать из уст профессионалов такие вопросы: «А костюмы вы на Ленфильме брали?», или: «А куклы вы где такие раздобыли?», потому что в голову не сразу придет, что это сами ребята все сделали. И видя, как ценится зрителями их, не побоюсь сказать, профессионализм на сцене, ребята сами уже понимают, что как попало играть нельзя, что выход на сцену — это огромная ответственность, что надо много работать, прежде чем что-нибудь создать, будь то спектакль или что-то иное. Поэтому на подготовку каждого спектакля у нас уходит ровно один год. Правда, активная работа укладывается в один месяц — больше просто не выдержать такого напряжения.

Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, идеи, основного конфликта, характеров действующих лиц, различных обстоятельства их жизни, жаровых особенностей пьесы и т. д.). Она включает в себя предварительный разбор пьесы, беседы, экскурсии и другие формы работы, необходимые для расширения кругозора ребят; работу над отдельными эпизодами, и наконец всей пьесой, подготовку оформления спектакля и его показ зрителям.

Все названные этапы тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Шелыганова Т. В. и Круглова Ю.В.

Из опыта работы Шелыгановой  Т. В. (преподаватель литературы и русского языка)

Театральный фестиваль

В конце каждого учебного года по сложившейся традиции, а также следуя логике учебного процесса вальдорфской школы, мы становимся свидетелями фейерверка театральных постановок разных классов. Спектакли следуют один за другим, зал постоянно занят репетициями и показами премьер. Это вполне бы можно было назвать «Вальдорфская театральная весна в Дачном».

Архив школьного театра настолько велик, что уже вполне можно создавать театральный музей при нашей школе. Проект такого музея уже имеется. Дело за помещением и воплощением идеи.

А пока архивировать прошедшие спектакли мы можем на школьном сайте. Поэтому обращаемся с призывом: У кого есть фотографии со спектаклей разных лет — сообщайте, присылайте!